Художественные фильмы о странных и загадочных явлениях из мира искусства: проникновение в тайны и пространства произведений искусства, убийства и параноидальные психозы, ответы на вопросы «что есть реальность реальная, а что — воспроизведенная», психология и философия — в нашей подборке интеллектуального кино
1. «Тайна Антуана Ватто» (2007) Лоран де Бартийа
2. «Музейные часы» (2012) Джем Коэн
3. «Синдром Стендаля» (1996) Дарио Ардженто
4. «Имя Розы» (1986) Жан-Жак Анно (Умберто Эко)
5. «Мельница и крест» (2011) Лех Маевски (Брейгель)
6. «Девушка с жемчужной сережкой» (2003) Питер Веббер (Вермеер)
7. «Контракт рисовальщика» (1982) Питер Гринуэй
8. «Тайны «Ночного дозора» (2007) Питер Гринуэй
9. «Гипотеза похищенной картины» (1979) Рауль Руис
10. «Фламандская доска» (1994) Джим Макбрайд (Артуро Перес-Реверте)
1. «Тайна Антуана Ватто» (2007) Лоран де Бартийа
Люси Одибер изучает картины французского художника Антуана Ватто, пытаясь разгадать личность таинственной женщины, которая на его картинах всегда изображена спиной. Преодолевая профессиональную ревность своего научного руководителя, маститого ученого Дюссара, Люси все же удается проникнуть в тайну Ватто — его жизни, любви и творчества. Лейтмотив картины – послойное сканирование холстов рентгеном, открывающими под верхней, видимой картиной, других героев и совершенно другие композиции – отражает суть фильма довольно точно. Дополнительные, замазанные слои мерцают в отношениях главной героини и матери-актрисы, и в прошлом научного руководителя, и даже у города Парижа, под которым течет взятая в трубу и забытая всеми река шириной в Сену...
«Тайна Антуана Ватто» — одна из вариаций на тему удручающего совпадения жизни и искусства, и, пожалуй, даже более удачная, чем другое расследование загадочного образа, схожее по духу с этим – «Девушка с жемчужной сережкой». И хорошая альтернатива для тех, кто Дэну Брауну и Скарлетт Йоханссон предпочитает что-нибудь потоньше. Зрителям для которых искусство является альфой и омегой жизни, фильм безусловно понравится.
2. «Музейные часы» (2012) Джем Коэн
Вена, зима. Иоганн, охранник Музея истории искусств, встречает Анну. Никогда раньше не бывавшая в Австрии, почти без денег, в смутных чувствах она бродит по городу. И лишь музей становится для нее островком спасения...
«Музей выступает в фильме не как архаичный институт исторических артефактов, но как загадочный перекресток, где герои исследуют собственную жизнь, город и то, как искусство отражает мир. В то время как "разговоры", воплощенные в коллекции музея вращаются вокруг не меньше, чем те вопросы, которые вызывают наибольшую обеспокоенность всех нас: смерть, секс, история, теология, материализм, и так далее...».
3. «Синдром Стендаля» (1996) Дарио Ардженто
Триллер итальянского режиссера Дарио Ардженто по роману итальянского психиатра Грациэллы Магерини. Флоренция. Детектив Анна Манни, страдающая «синдромом Стендаля», становится жертвой маньяка, и это событие наносит непоправимый урон ее психике. Анна обладает уникальной способностью: она может не только «слышать произведения живописи», но и умеет погружаться в их пространство, переходя границу между реальным миром и плоскостью полотен. «Синдром Стендаля», то есть систематические погружения Анны в транс под воздействием произведений искусства и умение проникать как в тайны картин, так и в суть загадочных инфернальных явлений, сменяется в результате самым настоящим параноидальным психозом. Синдром впервые описан во Флоренции в знаменитой галерее Уффици, где и начинается собственно фильм Ардженто.
4. «Имя Розы» (1986) Жан-Жак Анно (Умберто Эко)
Экранизация философского романа Умберто Эко. 1327 год. В Европе — эпоха великого смятения, экономического кризиса, эпидемий чумы, неуверенности и конфликтов. В обществе молодого послушника францисканский монах Уильям Баскервильский расследует серию трагических и таинственных смертей монахов в бенедиктинском монастыре на севере Италии. На фоне всеобщей бедности монастырь очень богат и является научным центром. Главным сокровищем монастыря является библиотека, куда никому нет доступа. Разгадывая одно убийство за другим, Уильям убеждается, что ключ к раскрытию загадки лежит в тайном отделе, где хранится книга Аристотеля, которая могла перевернуть представления о Боге. Если эта книга стала бы предметом вольного толкования, пали бы последние границы...
Тайные переходы в замке, запретные сексуальные приключения, лабиринты, запертые библиотеки с недозволенными книгами, эффектные пожарища — таковы ингридиенты великолепного триллера, замечательно передающего мрачную атмосферу средневековья времен инквизиции.
5. «Мельница и крест» (2011) Лех Маевски (Брейгель)
В основе художественного фильма польского режиссера — написанный в 1564 году фламандским художником Питером Брейгелем шедевр «Путь на Голгофу», созданный на сюжет Страстей Христовых. Картина Леха Маевски представляет собой фантазию на тему судеб десяти персонажей, которых можно увидеть на знаменитом полотне (в их числе — Дева Мария), самого Питера Брейгеля и антверпенского купца, коллекционера предметов искусства Николоса Йонгелинка, по заказу которого художником было создано несколько картин. В своем фильме режиссер использует поистине революционный способ изображения искусства в кино, изобретая свой собственный метод «вхождения» в пространство картины. Это достигается путем хитроумного монтажа и использования брейгелевских полотен в качестве фона для развивающихся на экране действий. Главные роли исполнили Рутгер Хауэр, Майкл Йорк и Шарлотта Рэмплинг.
6. «Девушка с жемчужной сережкой» (2003) Питер Веббер (Вермеер)
Сценарий фильма основан на романе писательницы Трэйси Шевалье и, соответственно, в значительной степени основан на предположениях автора. Действие происходит в Нидерландах в XVII в. 16-летняя Грит (Скарлетт Йоханссон) поступает служанкой в дом знаменитого художника Яна Вермеера. Сообразительная девушка привлекает внимание мастера, он знакомит её с волшебным миром живописи и даже доверяет ей замешивать для себя краски. Девушка позирует для одной из его картин. Это вызывает недовольство всех членов семьи художника, многочисленные конфликты и приводит к изгнанию Грит из дома хозяев ревнующей женой художника...
Первое, что бросается в глаза при просмотре фильма, это его невероятная красота. Каждый кадр можно вырезать, вставлять в раму и вешать на стену. Воссоздавая интерьеры полотен Вермеера, режиссер сотворил целый мир, вдохнув в него жизнь. Полная гармония, включающая в себя красоту средневековой эпохи, яркую творческую атмосферу, а также интересную интерпретацию самого знаменитого произведения художника.
7. «Контракт рисовальщика» (1982) Питер Гринуэй
Первая картина, принесшая известность Питеру Гринуэю, который начинал в качестве художника, увлекавшегося Тьеполо и Веронезе, затем интересовался кинематографом Рене и Антониони, снимал авангардистские короткометражки. Каждая из лент режиссера соотносится с теми или иными направлениями в живописи, литературе, кино, наполнена массой художественных цитат и аллюзий. «Контракт рисовальщика» — изящная стилизация под искусство XVII века (прежде всего, можно говорить о влиянии Караваджо и Лятура), хотя Англия эпохи Реставрации, примерно 1694 года, увидена в манере геометрически-иллюзорных построений фильма «В прошлом году в Мариенбаде» и вообще в форме интеллектуальных ложно-детективных конструкций романов и киносочинений Алена Роб-Грийе.
Молодой художник Невилл, который приглашен госпожой Херберт, женой богатого аристократа, якобы для того, чтобы сделать двенадцать рисунков их загородного особняка с натуры, оказывается вовлеченным в любовные и политические интриги высшего света... Тема своего рода поединка мира искусства с царством мертвых или выглядящих таковыми позже не раз в различных вариациях будет проигрываться в картинах Гринуэя, обретая, как в музыке, особые, дополнительные обертона. Здесь же она представлена в виде салонно-парковой мелодрамы с криминальным оттенком, довольно ехидно сочетая жеманство и словесные каламбуры праздной английской знати с порочно-преступными помыслами и действиями аристократов, которые жаждут хоть какого-то разнообразия в наскучившей им жизни.
8. «Тайны «Ночного дозора» (2007) Питер Гринуэй
В своей работе профессиональный художник Питер Гринуэй исследует взаимоотношения творца и творения, художника и социума. Идея обнаружить и восстановить сценарий преступления, зашифрованного в живописи или фотографии, не нова: например, на ней построены фильмы «Фотоувеличение» (1966) и «Гипотеза похищенной картины» (1979).
Как идентифицировать убийцу среди стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга? Остросюжетная история расследования политического заговора и зловещего преступления с помощью одной из самых загадочных картин в мировом искусстве, шедевра Рембрандта «Ночной дозор». Какие события в жизни художника отразились на его полотнах пронзительной глубиной и неземным светом? Экстравагантный взгляд на жизнь и творчество гениального Рембрандта.
9. «Гипотеза похищенной картины» (1979) Рауль Руис
Псевдодокументальный фильм режиссера Рауля Руиса и оператора Саши Верни, вдохновленный романом Пьера Клоссовски «Бафомет». В фильме через последовательность «живых картин» анализируется скрытое содержание полотен, якобы написанных в 1889 году никогда не существовавшим художником-академистом по имени Фредерик Тоннерр. Голос за кадром и «коллекционер» на экране предлагают зрителю разнообразные версии, позволяющие связать полотна воедино, — детективные, социальные, конспирологические, аллегорические и т. д. По мнению рассказчиков, ключ к содержанию скандальных для своего времени холстов Тоннерра таит недостающее полотно из серии, которое, по их догадке, было украдено. Фильм для поклонников артхаусного кино, «кино не для всех». Первая роль в кино Жана Рено.
10. «Фламандская доска» (1994) Джим Макбрайд (Артуро Перес-Реверте)
Триллер Джима Макбрайда по одноименному роману Артуро Переса-Реверте. В основе сюжета вымышленная картина фламандского художника XV века — Питера Гюйса.
Джулия реставрирует к аукциону старинную картину, принадлежащую древнему, но обедневшему аристократическому роду. На шедевре кисти фламандского художника 15-го века изображены погруженная в думы женщина и двое играющих в шахматы мужчин. Казалось бы, ничего необычного — но только на первый взгляд. Под слоями краски в свете рентгеновских лучей Джулия обнаруживает надпись на латыни, оказавшуюся ключом к разгадке преступления, совершенного в те далекие времена. Но когда убивают друга Джулии, она понимает, что каким-то загадочным образом кровавая ниточка тянется к реставрируемой картине. И цепь новых убийств связана с расстановкой шахматных фигур на нарисованной доске…