Документальный фильм Марко Беллоне и Джованни Консонни «Три Пьеты Микеланджело» (2016) Гений Микеланджело вобрал в себя множество талантов, но истинной страстью великого художника был камень. Несмотря на многие достижения Микеланджело, главной темой его творческого пути, образом, к которому он возвращался снова и снова, была Пьета. Образ матери, девы Марии, которая держит на руках тело своего сына, снятого с креста, настолько сильно трогал Микеланджело, что он воплотил его в трех своих знаменитых работах — Ватиканской Пьете, Пьете Бандини и Пьете Ронданини. История духовных и творческих поисков Микеланджело и ответ на вопрос, почему этот сюжет был так важен для него. Пьета Пьета́ (от итал. «жалость») — иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мертвым Христом, лежащим у нее на коленях. Отличие от сцены «Оплакивание» состоит в отсутствии многочисленных дополнительных второстепенных фигур, а также в том, что эта сцена не является повествовательной. Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве XIII—XVII веков. Среди наиболее известных: скульптура Пьета (Микеланджело); картины Пьета Козимо Туры, Пьета (картина Тициана), Пьета (картина Ван Гога). «Оплакивание Христа» Первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи. Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека. Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мертвое, нагое и прикрытое, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета. Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на ее коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Теги других блогов: искусство Микеланджело Пьета