Экспериментальные короткометражные фильмы-медитации (1961-1987) от японского мастера Тошио Мацумото В студенческие годы режиссер, видеохудожник и теоретик кино Тошио Мацумото, вдохновившись открытиями итальянского неореализма и киноавангарда, начал искать «точку соприкосновения» своих противоречивых интересов. В интервью Мацумото говорил: «Оба этих течения меня полностью покорили, но отсюда возникли и проблемы. Хотя свобода авангарда и казалась мне ничем не сдерживаемой, а воображаемый мир – крайне привлекательным, это направление все же тяготело к застреванию в замкнутом пространстве. Документальное кино, со своей стороны, хоть и соотносилось с реальностью, внутренние психические состояния затрагивало лишь поверхностно и было слишком зависимо от своего временного контекста. Меня интересовало, не могла бы точка столкновения между сильными сторонами обеих форм дать новый код для кинематографа». 1. «Фантом (1975) Тошио Мацумото переходит к экспериментальному кино и занимается а-логичным в сознании. С помощью инфракрасной пленки в этом фильме создается странная цветность. Океан, йога, рыжеволосая женщина, плавающее по городу глазное яблоко, неведомый сад... Наваждение подступает и улетучивается. 2. «Метастазы» (1971) 3. «Мона Лиза» (1973) К концу десятилетия Мацумото переключается с поэтического реализма на поп-арт — пародируя Дюшана и Уорхола («Метастазы») при помощи новейшего визуального синтезатора Scanimate или монтируя хронику тусовок в хаотичное подобие музыкального видео. В 1973 году в Японию из Лувра привозят «Джоконду», и Мацумото снимает свою самую, наверное, известную видеоработу — «Мону Лизу», составленную из череды всевозможных репродукций портрета, обработанных на Scanimate. В «Метастазах» основой является статический кадр с унитазом. 4. «Атман» (1975) Фильм начинается с многократного проявления Праджни через изменение зума и экспозиции. Затем Мацумото снимает изображение одним кадром. В фильме используется инфракрасная пленка. Точка наблюдения яростно переворачивается. Аномальные образы работают на сознание и погружают в мир галлюцинаций. Прежде чем увидеть этот эпизод, убедитесь, что вы твердо сидите на стуле. 5. «Зримое суть пустота» (1975) «Зримое суть пустота» рассматривает основополагающую буддистскую максиму через последовательность образцов японской каллиграфии, перемежаемых индийской религиозной живописью. В конце концов, на чистом экране, мерцающем спектральными цветами, остается единственный иероглиф, обозначающий Небытие. 6. «Белая дыра» (1979) Белая дыра представляет множество разнообразных взрывов: как настоящих, так и искусственных. 7. «Энди Уорхол. Репродукция» (1974) Достаточно бесстрастное изложение документальных материалов о визите Энди Уорхола в Японию. 8. «Расширение» (1972) Новая обработка «Экстаза», усиленная мерцанием цвета, повторами изображения и психоделическим роком. 8. «Соединение» (1981) В «Соединении» статический кадр неба с движущимися облаками разделяется на регулярные геометрические области, и затем над ним осуществляются ритмичные манипуляции. 9. «Вещество памяти» (1987) Примерно в эти годы Мацумото сосредотачивается на отношениях изображения и лжи/фикции/ложности. «Вещество памяти» состоит из трех частей, в нем используются нескольких известных старых идей: фотографии в фотографиях, фильмы в фильмах, фотографии в фильмах, фильмы в фотографиях, и даже сам кинорежиссер в телевизоре Альбом с видео Тошио Мацумото: vk.cc/66cyiy