«Век кино». Документальный проект Британского киноинститута /// «История английского кино от Стивена Фрирза» | A Personal History of British Cinema by Stephen Frears, 1995 (TV) Режиссеры: Майк Дибб, Стивен Фрирз Великобритания в кадре: Майкл Аптед, Стивен Фрирз, Гэвин Ламберт, Александр Маккендрик, Алан Паркер С помощью фрагментов из множества фильмов, начиная хичкоковским «Шантажом» и заканчивая «Четырьмя свадьбами и одними похоронами», Стивен Фрирз предлагает элегантный и остроумный ответ на известное заявление Франсуа Трюффо о том, что слова «английский» и «кинематограф», кажется, никак не сочетаются. Разумеется, сочетаются! С Гэвином Ламбертом и Александром МакКендриком Фрирз рассказывает нам об английском кинематографе двадцатых-пятидесятых годов. Со своими современниками Майклом Аптедом и Аланом Паркером он обсуждает сложный комплекс взаимоотношений, сложившихся между кино и телевидением в шестидесятых, отмеченных особым любовно-ненавистническим отношением британских киноделов к Голливуду. Рейтинг: IMDb 6.80 Кинопоиск 6.56 /// «История французского кино от Жан-Люка Годара» | 100 ans de cinéma: Deux fois 50 ans de cinéma français, 1995 (TV) Режиссеры: Жан-Люк Годар, Анн-Мари Мьевиль Швейцария, Великобритания, Франция в кадре: Фабрис Бенард, Патрик Гийерон, Жан-Люк Годар, Эстель Гринсзпан, Доминик Жаке, Ксавье Жуглё, Мишель Пикколи, Сесиль Рейгер Фильм-высказывание легендарного Жан-Люка Годара подчеркивает именно эту — неофициальную и личностную составляющую проекта. Великий экспериментатор начинает с радикального сомнения относительно правомерности празднования 100-летнего юбилея кинематографа. Рассказ начинается с того, что режиссера, отдыхающего на водах в Швейцарии, навещает его старый друг, знаменитый актер Мишель Пикколи. Пикантность состоит в том, что Пикколи входит в комитет празднования 100-летнего юбилея кино и оказывается не вполне готов к пристрастному интеллектуальному допросу, которому его подвергает классик новой волны… Рейтинг: IMDb 6.90 Кинопоиск 6.47 /// «История русского кино от Сергея Сельянова», 1995 (TV) Режиссер: Сергей Сельянов Россия, Великобритания текст читает: Алексей Петренко Проект Британского киноинститута «Век кино» был задуман как собрание личных мнений наиболее ярких и влиятельных деятелей мирового кино, каждый из которых мог бы поделиться своими мыслями о пройденном пути и перспективах кинематографии собственной страны. Про 100 лет русского кино взялся рассказать режиссер и самый успешный отечественный кинопродюсер Сергей Сельянов. Свой фильм он назвал «Русская идея» — именно этим понятием принято обозначать специфическую русскую мечту о справедливом переустройстве общества. Эту самую идею Сельянов представил как стремление соотечественников к Утопии, которая только и могла бы разрешить неразрешимые противоречия нашей загадочной души. Сельянов основывается на книге Бердяева, великого философа, которому удалось наиболее адекватно и полно выразить своеобразие русской философской традиции. Бердяев осмыслял мировую историю как «цепь трагических заблуждений и разочарований», итогом которой является человек, оказавшийся в пустоте «ложного мира». И единственная сила, способная победить абсурд и иррациональность бытия и истории, — это свобода. Привлекая фрагменты из произведений своих великих предшественников (С. Эйзенштейна, А. Довженко, Д. Вертова, А. Роома, Б. Барнета, С. Юткевича, А. Тарковского и других классиков), Сельянов доказывает, что эти картины, полные по-настоящему утопической энергии и страсти, стали неотъемлемой частью мирового кинематографа с особым любовно-ненавистническим отношением британских киноделов к Голливуду. Рейтинг: IMDb 6.20 Кинопоиск 5.57 «История японского кино от Нагисы Осимы» | Nihon eiga no hyaku nen, 1995 (TV) Япония, Великобритания в кадре: Нагиса Осима, Уильям Б. Уайт Кино в Японии во многом развивалось под влиянием театра, чем объясняется и театральность актерской манеры, и костюмы, и декорации раннего периода. Если в Европе немые ленты сопровождались тапером, но в первых японских кинозалах показ фильмов сопровождал бэнси — специальный человек, пояснявший, что происходит на экране. Особо плодотворными в японском кинематографе были 30-е годы. Именно тогда сформировались его основные черты: созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное — лаконизм и простота, столь свойственные художественной культуре Японии… Рейтинг: IMDb 6.10 Кинопоиск 6.13 /// «История американского кино от Мартина Скорсезе» | A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, 1995 (TV) США, Великобритания, Франция в кадре: Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Эллисон Андерс, Кэтрин Бигелоу, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма, Андре Де Тот, Клинт Иствуд, Джоди Фостер, Карл Франклин Этот фильм является настоящей энциклопедией, из которой можно узнать и, главное, своими глазами увидеть: как родилось американское кино; в чем специфика голливудской системы студий; каковы отличия между гигантами Paramount, Fox и другими; кто снимал лучшие вестерны, мюзиклы, гангстерские фильмы; чего можно добиться широким экраном; к каким ухищрениям прибегали кино-иллюзионисты прошлого; как звуком, цветом, монтажом передать страх, опасность, эйфорию, страсть… Рейтинг: IMDb 8.60 Кинопоиск 7.97 #Годар #Скорсезе #Великобритания