Документальный цикл «Великие писатели / Век писателей» (1995-2001) Цикл документальных фильмов о писателях ХХ века, снятых различными режиссерами и представленных Бернаром Раппом в сотрудничестве с Мауро Флоренци на канале France 3. Режиссерам предоставлялась полная свобода в визуальном построении повествования, поэтому эпизоды сильно отличаются по используемым методам преподнесения информации – от элементов стилизации под немое кино, до сюрреализма, экспрессионизма и методов «Догмы». «Жан Кокто» «Хорхе Луис Борхес» «Альберто Моравиа» «Трумен Капоте» «Уильям Фолкнер» «Джек Лондон. Мятежное дитя калифорнийской мечты» «Энтони Бёрджесс. Механик апельсина» «Джон Стейнбек» «Салман Рушди» 1. «Жан Кокто» (1996) Режиссер Жак Барсак / Jacques Barsac «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». (Жан Кокто) Французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссер. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века. Рядом с Кокто всегда были сильные, решительные, яркие женщины — Мися Серт, Шанель, Эдит Пиаф, Франсин Вейсвейлер. Он принимал опеку. В свою очередь Кокто был возлюбленным и другом Раймону Радиге, Жану Деборду и Жану Маре — и помог состояться каждому из них. Щедрая любовь и смелая дружба хрупкого поэта всегда были с тем, кто слаб, рядом с кем опасно. «Я всегда любил "сильный пол", который с полным основанием могу назвать "слабым". В том, что я несчастлив, виновато общество, порицающее нестандартное поведение как преступление и заставляющее нас подавлять свои наклонности», — слова Кокто весьма точно повторяют мысль маркиза Де Сада, жившего за 200 лет до него. 2. «Хорхе Луис Борхес» (2001) Режиссер Филипп Молинс / Philippe Molins «О будущем мы ничего не знаем, кроме того, что оно будет отличаться от настоящего. Всякое предположение вполне может оказаться предрассудком». (Хорхе Луис Борхес) Хорхе Луис Борхес – аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии. Сам Борхес так описал своё вступление в литературу: «С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет». Хорхе Луис Борхес — писатель, в котором иногда видят символ литературы ХХ века, обладатель высших мировых литературных наград. Командор ордена Почетного легиона (Франция), кавалер орденов «Крест Альфонсо Мудрого» (Испания), Командоре Итальянской Республики, доктор Сорбонны, Оксфордского и Колумбийского университетов, — писал книги, не видя их. Он ослеп во второй половине жизни, но тем отчетливее стал видеть мир в неведомых нам измерениях и находить новые пути в лабиринтах мироздания и человеческих душ. Оттого его фантастические, психологические, приключенческие и детективные рассказы читают и цитируют на английском и фламандском, японском и китайском. 3. «Альберто Моравиа» (1998) Режиссер Нико ди Бьязе / Nico Di Biase «У того, кто никогда не меняет взглядов, обычно нет никаких взглядов». (Альберто Моравиа) Альберто Моравиа — итальянский писатель, новеллист и журналист. Коммунист по убеждениям. Критическая оценка произведений Альберто Моравиа превратила его в одного из наиболее значимых представителей неореализма XX века. Но этим направлением не исчерпывается все его творчество. Ему близки некоторые положения марксизма, на основе которых он проводит свой критический анализ буржуазии, но в то же время его творчество занимают и положения фрейдизма, дающие автору возможность по-другому взглянуть на общество, показать его искаженное мировосприятие, которое основывается исключительно на власти и деньгах. Для всей итальянской литературы 60-х годов он стал своеобразным символом, точкой отсчета в рассмотрении тех или иных вопросов. Его гражданская позиция многими была взята за веру. А для общества в целом он стал примером свободного творца, имеющим всегда свое, исключительное мнение. Моравиа никогда не отступал от собственных принципов, стараясь всегда придерживаться своей позиции, которая, в свое время, зачастую была очень спорна. В какой-то мере именно своей «устойчивостью» он и получил признание во всех литературных (и не только) кругах. Почти все его романы были экранизированы: «Равнодушные», «Конформист», «Презрение», «Чочара» и др., он работал над диалогами фильма «Последнее танго в Париже» Бертолуччи. 4. «Трумен Капоте» (1997) Режиссер Марк Ямпольский / Marc Jampolsky «Ты существуешь в промежуточном мире, застывшем между двумя этажами, из которых один — самовыражение, а другой — саморазрушение». (Трумен Капоте «Хладнокровное убийство») Капоте писал в жанре «невымышленного» романа и рассказа, или так называемой «новой журналистики». Самое знаменитое его произведение в этом жанре – «Хладнокровное убийство» (1966), документальное повествование о зверском истреблении фермерской семьи в Канзасе, раскрывающее художественными средствами психологию двух убийц. Первые произведения Капоте были опубликованы в 1940-е годы. Тогда внимание публики привлек рассказ «Мириам». После успеха в жанре короткой прозы Капоте начал писать свой первый роман «Другие голоса, другие комнаты». Трумен Капоте был соседом и другом детства писательницы Харпер Ли и послужил прототипом Дилла из ее романа «Убить пересмешника». Капоте вел светский образ жизни и отличался эксцентричностью в манерах. Он умер от цирроза печени, вызванного наркотическим токсикозом в возрасте 59 лет. 5. «Уильям Фолкнер» (1995) Режиссер Марк Ямпольский / Marc Jampolsky «Человеческий характер — это единственная тема, которая не устаревает». (Уильям Фолкнер) Уильям Фолкнер принадлежит к крупнейшим писателям США, мастерам новой американской прозы XX века, которая стала известна в Европе с 20-х годов, а в 30-х годах получила мировое признание. Этот самый американский из авторов Америки стал одним и колоссов мировой литературы. Опираясь на разговорный язык и американские народные традиции, Фолкнер сочетал эти элементы с литературным модернизмом и самыми смелыми европейскими экспериментами в символизме и в литературе «потока сознания», создавая свои бессмертные шедевры. Первое большое признание Фолкнер получил после выхода в свет романа «Шум и ярость» (1929). Однако произведения Фолкнера пользовались в основном успехом у критиков, а не у читателей, считаясь необычными и сложными. Чтобы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии для Голливуда и занимался этим 15 лет — с 1932 до 1946. В эти же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непокоренные» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940) и другие, а также сборник рассказов «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая известная его повесть «Медведь». Только присуждение Нобелевской премии по литературе в 1949 году принесло Фолкнеру, чье творчество уже давно пользовалось любовью в Европе, признание на родине. 6. «Джек Лондон. Мятежное дитя калифорнийской мечты» (1995) Режиссер Мишель Вьёт / Michel Viotte «Лучше пусть я буду пеплом и пылью! Пусть лучше иссякнет мое пламя в ослепительной вспышке, чем плесень задушит его!». (Джек Лондон) Американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов. Родился в 1876 году в Сан-Франциско. Джек Лондон рано начал самостоятельную трудовую жизнь, полную лишений. Школьником продавал утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке. По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет, поступил на консервную фабрику рабочим. Работа была очень тяжелой, и он ушел с фабрики, чтобы, по его выражению, «окончательно не превратиться в рабочую скотину». За 300 долларов он купил подержанную шхуну «Рэззл-Дэззл» и стал «устричным пиратом»: нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско и продавал в рестораны. Пятнадцатилетний подросток вполне освоил взрослую жизнь и даже завел себе подругу. Благодаря отважному характеру Джека, его переманил на службу рыбацкий патруль, который как раз боролся с браконьерами. Этому периоду жизни Джека Лондона посвящены «Рассказы рыбацкого патруля». В 1893, поступив на службу матросом, Джон отправился в первое морское путешествие к берегам Японии. В 1894 принимал участие в походе безработных на Вашингтон, после чего месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США. Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учебу, вынужден был уйти. Весной 1897 Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений. 7. «Энтони Бёрджесс. Механик апельсина» (1997) Режиссер Элиза Мантен / Elisa Mantin «Лишившись возможности выбора, человек перестает быть человеком». (Энтони Бёрджес) Энтони Бёрджесс — английский писатель и литературовед (занимался литературными исследованиями, особенно творчества Шекспира и Джойса), также занимался сочинением музыки (симфонии, балет и опера), литературным переводом и журналистикой. В 1959 году у тогда ещё учителя Энтони Бёрджесса после того, как он упал в обморок на уроке, была обнаружена опухоль мозга и, по мнению врача, ему осталось жить не больше года. Это событие послужило для Бёрджесса толчком к началу писательской деятельности. С тех пор он опубликовал более 50 книг, в том числе наиболее известные «тетралогию Эндерби» и «Заводной апельсин». Бёрджесс писал не только под своим именем, но и под различными псевдонимами, которые ему предлагала жена. Однажды Бёрджесс написал рецензию для газеты Йоркшир Пост на свой же роман «Внутри мистера Эндерби» (1963) по пожеланию главного редактора газеты — роман был написан под псевдонимом Джозеф Келл, о принадлежности которого Бёрджессу главный редактор не знал. Также Бёрджесс отправлял письма в Daily Mail за подписью «Мухамед Али». Его самое известное произведение «Заводной апельсин», которое обрело популярность главным образом после экранизации Стэнли Кубриком, затрагивает такие темы, как свободная воля и мораль. 8. «Джон Стейнбек» (1995) Режиссер Ален Галле / Alain Gallet «Самое удивительное в будущем — это мысль о том, что наше время будут называть старыми добрыми временами». (Джон Стейнбек) Американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других; лауреат Пулитцеровской премии и Нобелевской премии по литературе (1962). В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времён социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник» была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году, когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы. 9. «Салман Рушди» (1999) Режиссер Элиза Мантен / Elisa Mantin «Самое главное в нашей жизни чаще всего происходит в наше отсутствие». (Салман Рушди) Британский писатель, лауреат Букеровской премии (1981). Рыцарь-бакалавр, член Королевского литературного общества. Критика относит писателя к магическим реалистам. Дебют Салмана Рушди «Гримус» в жанре полунаучной фантастики не был замечен читателями и критиками. Однако следующий роман, «Дети полуночи», принес Рушди славу и считается его лучшим произведением. В 1993 году эта книга получила приз «Букер Букеров» как лучший роман из всех получивших Букеровскую премию за 25 лет, а в 2008 году стала лучшей за 40 лет существования премии. Опрос был проведён среди читателей. В 2012 г. роман «Дети полуночи» был экранизирован канадским кинорежиссёром индийского происхождения Дипой Мехта. После успеха Рушди написал о Пакистане роман «Стыд» (1983) в том же стиле магического реализма. Рушди был удостоен французского ордена Искусств и литературы. Его роман «Сатанинские стихи» (1988) вызвал яростный протест мусульман, так как один из персонажей списан с пророка Мухаммеда. 14 февраля 1989 иранский лидер аятолла Рухолла Хомейни приговорил Рушди к смерти, издав фетву, в которой осудил роман «Сатанинские стихи» (1988) за кощунство и вероотступничество. Мусульманам по всему миру была обещана большая награда за приведение этого приговора в исполнение. С тех пор Рушди часто меняет место жительства, его все время охраняет полиция. Страна: Великобритания, Франция